Рецензия на монографическое исследование «Исламское право и диалог культур в современном мире

Рецензия
на монографическое исследование «Исламское право и диалог культур в современном мире [Текст] / Л. Р. Сюкияйнен; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 684, [4] с.» доктора юридических наук, профессора Л.Р. Сюкияйнена

Ислам и его правовая система, бесспорно, занимают центральное место в развитии цивилизации Востока начиная с VII века. Сам процесс зарождения права и государства в исламе наложил свой отпечаток на развитие и совершенствование менталитета, психологии и культуры народов данного региона. Ведь и право и государство в исламе, какими бы они не представляются исследователями, все равно в конечном итоге будучи на службе у религии, всегда остаются элементами механизма воплощения религиозных идеалов и ценностей.
Зарождение ислама, права и государства в исламе было феноменальным явлением в истории народов, проживающих в Аравии в начале VII века. Ведь ислам возник в условиях отсутствия государственности у арабов, которые находились на стадии перехода к раннеклассовому обществу. В подобного рода условиях полного отсутствия развитой государственности, права и законодательства, ислам проникал во все области жизни человека, став его образом жизни. Эта особенность ислама всегда была с ним во время крупных арабских завоеваний в период с VII по X вв.
Качества священности, беспробельности и слитности ислама и его нормативной системы всегда были вместе с ним на протяжении многих веков его развития. Прежде всего, именно слитность нормативной системы ислама, нерасчлененность в нем норм религии, морали, права способствовали превращению ее в неотъемлемую часть менталитета и образ жизни верующих мусульман.
В современных условиях, когда исламское право наравне с англо-саксонской и романо-германской правовыми системами составляет один из основных правовых систем мира, безусловно, в нем сохранены черты священности, беспробельности и слитности, которые в целом доказывают крепкую связь исламского права со временем своего зарождения, его тяготения к нему в вопросах осмысления справедливости, правды и законности. Эти черты, думается, оставили свой отпечаток на сложении конструкции миропонимания мусульман на протяжении веков, а именно служили укреплению их консервативности по сравнению с рациональным мышлением. Вместе с тем, эта проблема нуждается в еще более глубокоисторическом изучении с точки зрения психологии, менталитета и культуры народов, издревле заселявших эти земли.
Думается, многие проблемы современного мира, связанные с осмыслением ислама, его правовой системы связаны с необходимостью объективного познания ислама, его нормативной системы регулирования. Более того, когда речь идет о борьбе с международным терроризмом и экстремизмом псевдоисламского характера, защиты национальных интересов мусульманских стран в условиях нарастания глобализационных процессов объективное, академичное научное осмысление ислама и его нормативно-правовой системы остается весьма актуальным.
В этой связи, монография известного российского ученого-правоведа, доктора юридических наук, профессора Леонида Рудольфовича Сюкияйнена «Исламское право и диалог культур в современном мире» существенно восполняет возникший вакуум объективных исследований в данном направлении.
Еще в 80-х годах ХХ века с выходом на свет монографии «Мусульманское право. Вопросы теории и практики» его автором профессором Л.Р. Сюкияйненым была проделана успешная работа по объективному изучению системы исламского права.
Представленное для рецензирования данное монографическое исследование, нам кажется, успешным продолжением той работы, которую профессор Л.Р. Сюкияйнен проводил в середине 80-х годов ХХ века.
Ознакомившись с содержанием работы, мы пришли к мнению о том, что в нем предпринята успешная попытка доказывания исламского права как юридического феномена, раскрывается объективная картина понятий шариата, фикха, исламского права, их соотношение, роли и значения в осмыслении природы ислама глазами немусульман, дается подробная характеристика роли исламского права в правовых системах мусульманских стран эпохи современности.
В монографии проделана успешная работа по определению позиции исламской правовой мысли к актуальным мировым проблемам современности, а именно глобализации, правам человека, противодействию экстремизму и терроризму и др.
В работе автор своевременно и правильно исходит из идеи о том, что ислам представляет собой не просто религию, элементарное религиозное верование, а культуру, образ жизни и цивилизацию. Думается, на Западе еще не осмыслили как на академическом, так и на простом гражданском уровне эту особенность ислама и мировоззрение его последователей. Поэтому в странах Запада господствует тупой негативный взгляд на ислам в целом.
На наш взгляд, ниже приведенные мысли автора монографии наиболее ясно раскрывают его объективный подход к исследованию проблемы и разрешению существующих глобальных трудностей:
1) Международный терроризм, не может быть преодолен только военно-
техническими, финансовыми, технологическими средствами. Не менее важно
использовать идейные аргументы. Применительно к мусульманскому
радикализму это означает необходимость обращения к исламским политико-
правовым постулатам в целях развенчания преступной идеологии
терроризма.
2) Трудноразрешимая задача состоит в том, чтобы превратить различия между культурами и религиями из источника конфликтов в повод и основу для диалога и взаимообогащения. Практика убедительно свидетельствует о том, что именно право в наибольшей степени приспособлено к преодолению конфликтов или, во всяком случае, снижению уровня противостояния исламской и западной культур. В частности, к разрешению противоречий, вызванных несовпадением религиозных догм и нравственных ценностей.
В этой связи, важную прогрессивную роль могут иметь исламские принципы толерантности, умеренности, рационализма, взаимоуважения и диалога культур, а также подвижные исламские рациональные правовые источники, а именно иджтихад и аналогия.
3) Проведенные в ХIХ в. реформы до сих пор предопределяют основные тенденции развития современных правовых систем мусульманских стран, а также статус исламского права как их важного элемента. В результате этих трансформаций к концу указанного столетия сфера действия исламского права в наиболее развитых регионах мусульманского мира стала ограничиваться главным образом регулированием отношений, касающихся личного статуса мусульман. На фоне активизации исламского фактора в начале 21 века и ужесточение противоречий различных моделей и комбинаций толкования исламских ценностей, исламская правовая культура по всей видимости объективно нуждается новым реформам.
Если до начала 70-х годов минувшего века масштабы действия исламского права в целом сужались, то в последние десятилетия наблюдается обратная тенденция — усиление его позиций, исламизация правовых систем ряда регионов мусульманского мира, где исламское право играет сегодня даже более заметную роль, чем в Средние века.
В целом исламское право играет далеко не одинаковую роль в современном правовом развитии всего мусульманского мира, которое отличается большим разнообразием. В то время как правовые системы одних стран берут за основу шариат (фикх), законодательство других практически целиком опирается на европейские традиции. Но в любом случае ни в одной из них в наши дни исламское право не является единственно действующим и часто даже не выступает центральным элементом правовой системы.
Сам феномен кодификации норм фикха, включения исламских правовых принципов, норм и отдельных институтов в основанное на заимствовании европейских образцов законодательство — яркий пример позитивного диалога исламской и европейской правовых культур.
4) Современный исламский экстремизм — это идейное явление. Прочность его позиций далеко не в последнюю очередь обеспечивается его теоретической базой, ориентирующейся на исламские политико-правовые концепции. Поэтому одной из самых важных сторон борьбы с исламским экстремизмом и терроризмом является идейно-теоретический аспект. Противостоять исламскому экстремизму надо не только силами спецслужб, но и с помощью аргументации, основанной на исламских идейных концепциях (с.478). Если по другим направлениям противодействия данному опасному явлению — военному, финансовому, организационному, информационному — уже предприняты достаточно эффективные меры, в том числе при опоре на широкое международное сотрудничество, то идейно-теоретическая сторона этой задачи пока остается вне пристального внимания российских властей.
5) Сегодня исламские политические и правовые концепции стоят на вооружении не у российского государства, а у сепаратистов, экстремистов и террористов. Между тем без включения позитивного идейного потенциала ислама в арсенал государственных средств борьбы с терроризмом окончательно подорвать влияние исламских радикалов невозможно (с.479-480).
При осмыслении вопроса взаимоотношения ислама с глобализацией автором проведен основательный комплексный анализ данной проблемы. Ставится интересный вопрос о соотношении ислама и глобализации, критериях их

взаимопроникновения. Вместе с тем, верно проводится идея о том, что в целом ислам и нашествие западной цивилизации под видом глобализации несовместимые явления. Хотя и ислам и глобализация в сегодняшнем мире занимают важное место в жизни мусульманских стран. В этой связи, автором верно замечается, что в мусульманском мире сейчас трудно найти сферу общественных отношений, полностью свободную от исламских догм и правил. В то же время здесь практически не осталось областей, в которых не ощущалось бы влияние общемировых стандартов и глобализационных процессов (это, в частности, экономика, информационное пространство, технологические процессы).
При изучении проблемы соотношения ислама, его правовой системы с современными достижениями человеческой цивилизации, автор обосновывает позицию, согласно которой ислам в большей мере склонен перенимать мировой опыт, демократические институты в области экономики, политико-правовых традиций, организации и деятельности государственной власти и других так называемых светских вопросов, в отношении которых в основных источниках исламского права – Коране и Сунне установлены лишь принципы и общие ориентиры регулирования.
В монографии автором содержательному исследованию подвергнут вопрос о правах человека в исламе. В этой связи, наибольший интерес представляют мнения, идеи и выводы автора об исламском понимании прав женщин, позиция ислама по правам человека на фоне современного буддийского и христианского понимания прав человека, исламский и либеральный взгляды на права человека и др. В данном направлении особую ценность могут иметь видения автора о преобладающей роли прав человека в исламе, нежелательности переноса преобладания обязанностей в религиозно-этической стороне шариата на его нормативную природу в целом.
По этой проблеме также небезынтересно доводы автора о том, что в целом исламский и либеральный взгляд на права человека совпадают как содержательно, так и формально. Например, если в исламе источником прав человека является шариат, это потому что он, будучи данным «извне», стоит над государством и всем позитивным законодательством. Подобное качество источника прав человека в исламе сближает позицию исламской концепции прав человека с теорией естественного права, с нормами международного права, характерной для либеральной концепции прав человека.
В монографии на фоне исследования проблемы противостояния исламской правовой культуры экстремизму и терроризму автором проделана колоссальная работа в направлении раскрытия причин так называемого мусульманского экстремизма, осмыслении идейных истоков экстремизма, аргументация доводов, связанных с важной ролью исламского идейного потенциала, шариата в борьбе против терроризма и экстремизма.
В свете раскрытия отношения исламской правовой мысли об исламском государстве и халифате, важным теоретическим и практическим значением характеризуются мысли автора о концепции халифата и ее исторической эволюции, несовместимости международной террористической организации ИГ по всем критериям шариату, в том числе в вопросе халифата. В этой связи, теоретическую и практическую значимость имеет выдвинутая мысль автора о том, что в борьбе с террористической организацией ИГ современная исламская правовая мысль выступает союзником всего цивилизованного мира, играя ключевую роль в идейном противодействии этой угрозе (с.554).
Автором достаточно содержательно на фоне анализа многих факторов, в частности религиозно-культовых, социально-экономических, политико-правовых, психологических, ментальных раскрывается один из главных в монографии вопросов, а именно значения ислама, его правовой культуры в современной России. В свете сказанного, актуальное значение имеют те исследования автора, которые связаны с российской государственной политикой в отношении ислама, актуальностью проблемы шариата, его сопоставление с действующим российским законодательством, характеристикой форм их взаимодействия.
В монографии также обстоятельному изучению подвергнута проблема теории и практики шариатского правосудия. В частности, важнейший интерес могут иметь положения автора о практике воплощения шариатского правосудия в современных мусульманских странах, его восприятии на Западе, в России, возможности воплощения модели шариатского правосудия в России в форме третейских судов или медиативных структур в противовес незаконным формам использования шариатского правосудия и др.
Вместе с тем, как нам кажется, в монографическом исследовании при изучении вопросов, связанных с природой шариата, фикха, исламского права, эволюции фикха и исламского права, характеристике современных острых проблем, связанных с исламом (например, права человека в исламе, соотношение исламского права с глобализацией, европейской культурой, антишариатская сущность экстремистских и террористических организаций псевдоисламской направленности, в частности ИГ, концепция халифата, легитимная реализация шариатской модели правосудия и др.) недостаточное внимание уделяется роли исламских религиозно-правовых школ (толков) в развитии исламского права в целом, их месту в разрешении современных проблем мусульманского мира, их будущей судьбе на фоне активизации неохариджитских и салафитских незаконных течений, отрицающих конструктивную историческую роль мазхабов в развитии исламского права.
Также трудно однобоко согласиться с утверждениями автора о том, что нельзя безоговорочно согласиться с часто повторяемым тезисом, будто у терроризма нет ни религии, ни национальности и, что ислам как система идей и правил поведения в мирской жизни несомненно имеет отношение к терроризму (с.476). Думается, для того, чтобы объективно раскрыть позицию ислама и его нормативной системы в отношении экстремизма и терроризма, гуманной сущности ислама и его негативного отношения к этим преступным явлениям следует учитывать многие другие факторы. В данном контексте следовало бы размышлять над исторически сложившейся в мусульманской среде аксиоме: «ислам по своей сути не имеет изъянов, всякий существующий изъян в нашем мусульманстве». В данном направлении также необходимо раскрыть истинные причины появления этих недугов в истории развития мусульманской цивилизации, войн и конфликтов среди мусульманских государств, колониальную политику стран так называемой западной цивилизации в целях захвата богатых ресурсами территорий мусульманских государств, попытки безжалостного проникновения в сферу жизни и быта мусульман постыдной демократии в форме излишней свободы, аморальных интимных отношений, опасности привнесения деградирующих и уничтожающих общество однополых связей, глобальных, стратегических игр и состязаний великих держав в пространствах мусульманского Востока, отсутствие беспристрастного понимания и помощи в разрешении глобальных проблем мусульманской цивилизации на мировом уровне. Например, один только палестинский вопрос порождает сомнения в объективности политики западных стран во главе с США по справедливому разрешению данной проблемы. Или афганская проблема, которая многие десятилетия была не разрешена, а наоборот усложнена мировыми державами.
Наконец, для того, чтобы понять гуманистическую сущность ислама, его правовой системы, несовместимости ислама с терроризмом следует познать ислам хотя бы на мгновение глазами, чувствами и душой истинного верующего.
В целом, выводы автора по всем проблемам, освещенным в работе, характеризуются актуальностью, новизной, высоким теоретическим уровнем и практической надобностью. В этой связи особо следует остановиться на том, что полем диалога между исламом и другими культурами может выступить исламское право, ибо право выступает наиболее удобным языком разговора с оппонентами, средством преодоления конфликтов и нахождения точек взаимных интересов. Именно через это вполне возможен диалог культур, в котором должны быть заинтересованы все: и мусульманское сообщество и другие цивилизации и культуры, с тем, чтобы предотвратить столкновение цивилизаций. Подобный диалог не должен быть простым обменом мнениями, а действенным, жизненным включением исламских ценностей в развитие современного мира. Ибо, именно такой диалог представляется стратегическим путем развития человечества.
Думается, в представленной для рецензирования монографии автор смог успешно разрешить все поставленные задачи и достигнуть основную цель исследования, а именно раскрыть подход современной исламской правовой мысли к самым острым проблемам, которые волнуют современный мир.
С этой точки зрения, монографическое исследование «Исламское право и диалог культур в современном мире [Текст] / Л. Р. Сюкияйнен; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 684, [4] с.» доктора юридических наук, профессора Леонида Рудольфовича Сюкияйнена привносит неоценимый вклад в объективное освещение исламского права, его места в диалоге культур и борьбе с современными вызовами. С этой точки зрения, данная работа, несомненно, достойна самой высокой научно-теоретической и прикладной оценки.

Рецензенты:
Доктор юридических наук,
профессор Холикзода А.Г.

Кандидат юридических наук,
доцент ТГУПБП Обидов Д.С.

«_01__» _______10_____2022г.

Яндекс.Метрика